BURO ICE AGE present
VIA FERRATA IN BIRTVISI
A publicly accessible climbing route in Georgia's National Park
Историческая справка
Италия, начало 1900-ые годы
Via Ferrata переводится с итальянского как «железная тропа».
Это горный маршрут, оборудованный металлическими тросами, ступенями, скобами и иногда мостиками, чтобы облегчить и обезопасить прохождение скал даже для людей без альпинистского опыта.
В далеком 2007 году нам поступило предложение построить первый маршрут Вия Феррата на Кавказе. Тогда мы съездили и обследовали горы вокруг альплагеря Цей. Но проект остался только на бумаге и не получил реализации. Зато с того времени язагорелся идей строительства подобного маршрута.
В Альпах такие маршруты появились в начале XX века как военное наследие. Во времена первой мировой войны их активно строили для быстрой переброски войсковых частей в труднодоступаной горной местности. Понятно что в то время ни кто и не думал что потомки догадаются использовать военные тропы для занятий спортом и развития туризма, но именно так оно и случилось.
Со временем некоторые маршруты оставленные военными стали популярными и использовались в туристических и хозяйственных целях. Сейчас они стали историческими горными маршрутами, на которых стараются оставлять железные лестницы, остатки тросов, а кое где и убежища, укрепления и даже остатки артеллеристких орудий.
Дожив до XXI века эти маршруты остались актуальными и притягивали туристов. Уже во второй половине прошлого века Альписткие альпинисткие клубы стали обустраивать новые уже целиком туристические маршруты в Альпах. Их заказчиками не редко выступают курорты и муниципалитеты, стремясь привлечь в свой регион туристов.
Так в Италии более 400 маршрутов. В Австрии 500+. В Германии, Швейцарии, Франции, Испании ещё более 500.
Интерактивная карта маршрутов Via Ferrata >>>
Фото австрийских солдат на вертикальной стене (1915) и одном из первых оборудованных маршрутов
Приблизительное количество Via Ferratt в Европе на 2025 год около 2000. Все они от небольших городских до длиных горных классифицируются по типу рельефа, страховке, продолжительности и рискам.
Современная классификация маршрутов Via Ferrata
 Hüsler & Schall
Район верхнего Биртвиси. Октябрь 2024 года
Birtvisi
Проект
Биртвиси — природный памятник в Грузии, в регионе Квемо-Картли недалеко от Тбилиси. Ландшафт состоит из вулканических скал, ущелий, обрывов и каньонов. На территории национального парка находится средневековая крепость, останки руин и рукотворных укреплений естественного рельефа.
Вернемся к нашему Грузинскому проекту. Начали прорабатывать эту идею мы 2022 году и тогда в Грузии не было ни одного подобного маршрута. В 2024 году появилась первая Вия Феррата в Свери, недалеко от Чиатуры, ориентированная прежде всего на скалолазов и их окружение. Нам же хотелось создать нечто абсолютно иное. Простое с технической точки зрения, но позволяющее пережить неподготовленному человеку всю гамму эмоций от прохождения альпинисткого маршрута. Скальный массив Биртвиси подходил для этих целей практически идеально. Близко расположенный к Тбилиси, с уникальным рельефом небольших гор, впечатляющими видами и историческим контекстом он просто обязан был иметь такой маршрут.
Весь массив Биртвиси достаточно большой. Все известные туристические достопремечательности находятся в его нижней части (там же и известные скалолазные споты). Нам же досталась верхняя часть, находящаяся близко от новой асфальтовой дороги самым высоким хребтом и останцами фалической формы. Я долго пытался разобраться в морфологии и хитросплетении рельефа. Так появилась первая 3D модель рельефа, которая стала отправной точкой для разработки всего маршрута.
Отснять и обработать такой массив оказалось не самым простым заданием. Пришлось много экспериментировал с освещением, высотой и детализацией. Проверять, перемерять и изучать разные экспозиции склонов. Я таскал друзей и детей на разные будущие участки маршрута и внимательно следил за их реакцией и движениями.
Birtvisi
трассировка.
Одной из главных проблем массива оказалась его вулканическая порода- достаточно крепкая и твердая в массе, она является конгламератом и похожа на застывший бетон с вкраплениями камней разного размера. На некоторых экспозициях порода достаточно сильно разрушена и сыпет. На других же практически идеальная.
Риск камнепадов и осыпей является одним из главных при проектировании Вия Феррат (ВФ) и нужно стараться всячески его избегать. Поэтому от некоторых первоначальных планов трассировки маршрута пришлось отказаться, другие скорректировать.
Мы наметили видовые точки, исключили опасные с точки зрения камнепадов места. И стали разрабатывать переходы. В итоге за 2 месяца мы исследовали весь горный хребет и выбрали оптимальный вариант с точки зрения безопасности и видов.
Работали приемущественно небольшой командой. Каждый день находя что-то новое и внося уточнения в проект.
На фото Степан Акимов разбирает осыпную породу в начале маршрута.
К началу декабря основная часть трассировки была закончена и началась активная стадия строительства. Погода в установилась хорошая и это не могло не радовать.
Birtvisi
Монтаж
Одна из идей которую очень хотелось реализовать- это необычное сочетание объемов в самом начале маршрута.
Мы нашли небольшую щель между скалами и сделали ее проходимой. Сразу за ней начинается выход на большую стену, по которой проложена деревянные доски для траверса.
В щели установлена дверь, которую в не рабочее время можно закрывать на замок, припятствуя несканкционированному выходу на маршрут.

Как всегда тестируем решения на собственных детях ;-)
2/01/2025
Тем временем на производстве оцинковали комплектующие, мы получили все сертификаты и наступила зима. К этому моменту мы успели развесить 1 км веревок по будущему маршруту. Набить больше 200 точек навески я и очень радовался что теперь нам не нужно искать метки под снегом на рельефе.
Вопряки моим ожиданиям основную проблему работы зимой составлял не снег, ветер или лед, а туман и облака. Они плотно садились на выступающие скалы и делали все скользким и промозглым.
18/02/2025
Игра в зимний альпинизм мне даже понравилась. Это помогло взглянуть на весь маршрут по другому. Увидеть его зимним- со своим рельефом, характером и опасностями. Хотя я не уверен что в эту игру стоит играть неопытным пользователям, мы постарались учесть и такой сценарий.
4/03/2025
За февраль и март мы успели изготовить и распределить все троса и пробить дальнюю часть маршрута.
Опять тестируем эргономику на детях :-)
11/03/2025
Так не заметно наступила климатическая весна. Приехала основная часть комплектующих. И мы начали монтаж подвесных мостов.
Safety
Automatic Lanyard ClicIt
Birtvisi
Страховка и безопасность
Одно из главных нововведений которые мы реализовали в Биртвиси- автоматическая система страховки ClicIt. О ней стоит рассказать подробней.
Классическая система страховки для Вия Феррат - это альпинисткие усы с амортизатором рывка. Однако такой вариант нас не совсем устраивал.
Дело в том, что ключевым фактором безопасности на маршруте является альпинисткий опыт клиента. Его понимание рисков и умение правильно работать со снаряжением. В Европе маршруты ВФ имеют 100 летнюю историю. Да и сам альпинизм выходного дня сильно развит. В Грузии и в целом на Кавказе маршрутов Вия Феррата практически нет. Примеры единичны и все они предполагают прохождение в составе группы с сопровождением гида. Ничего не имея против такого подхода, мы хотим сделать шаг вперед - создать первый маршрут требующий гида только по желанию. И тут важнейший фактор безопасности- человеческий.
На нашем маршруте много перестежек, мостов, перил, спусков и подъемов по скобам или рельефу. Неопытный пользователь может просто устать следить за страховкой, забыть, перепутать и оказаться выстегнутым из страховочного троса.
Автоматические страховочные усы, которыми мы укомплектовали маршрут убирают риск оказаться отстегнутым от страховки на маршруте. Особенно это актуально для детей. Принцип работы прост.
В клюве каждого карабина стоит слабый магнит, открывающий или блокирующий передвижения U образной скобы. Скоба соединяется системой эксцентриков и тросов с вторым карабином на противоположном усе. Когда один карабин находиться в открытом состоянии, другой всегда закрыт. Благодаря магниту встегнуться можно только в металлический трос . То есть на маршруте можно свободно перестегнуться между разными направлениями маршрута, обогнать медленно идущих, но нельзя полностью отстегнуться от страховки.

Система страховки настолько простая и понятная, что доступна абсолютно всем. В начале маршрута сделана учебная трасса с разнообразными типами перестежек. На ней инструктор объясняет принцип работы и наблюдает за поведением туристов. После ее успешного прохождения- можно выходить на маршрут. Ниже мой 64 летний отец рассказывает первые впечатления во время прохождения Вия Ферраты.
Кроме безопасности и удобства такие усы помогают снизить эксплуатационную нагрузку на коммерческий маршрут. 80% посетителей после прохождения учебной трассы становится не нужен сопровождающий гид. То есть можно существенно снизить эксплуатационные расходы. В пиковые дни достаточно 3-4 инструкторов. В обычные- двух. Расчетная проходимость маршрута до 25 человек в час.
Cхема маршрута