Итуруп. Вулкан Кудрявый.
Троллей 2018.

ВИЗИТ НА КРАЙ СВЕТА
2018 год был очень богат на события, плотность которых стремительно возрастала по мере приближения конца года. Поэтому статья эта сильно задержалась и выходит в начале 2019, хотя сами события проходили в июле-августе 2018-го, а предварительные материалы были готовы к сентябрю.
Место действия - Россия, Сахалинская область, остров Итуруп,
вулкан Кудрявый.
Время действия - июль-август 2018 года.
Действующие лица:

- вулканологи (сотрудники Института Вулканологии), разрабатывают методы добычи рения, работают в кратере действующего вулкана, дышат серными парами, чистят зубы раствором серной кислоты, в туалет ходят в противогазах (иногда). Спускаясь с вулкана гоняют медведей и ловят рыбу.

- команда "Ice-Age", два странных человека с большим опытом промышленного альпинизма, строительства Веревочных Парков, спелеологии и альпинизма, которые взялись помочь вулканологам натянуть троллей для спуска груза (ни в коем случае не людей) с вулкана. И, соответственно, тоже готовы некоторое время чистить зубы серной кислотой, ходить в противогазе туда-сюда и гонять медведей.
А началось все с телефонного звонка. Мне позвонили парни из магазина "Ice-Age", и у нас состоялся следующий диалог:
- Илья, тут какие-то люди хотят троллей на курильских островах!
- Где?!
- На Курилах! Остров Итуруп!
- А-а-а, зачем?
- Не знаю, хотят пообщаться.
- Ну давай телефон, я пообщаюсь...
Михаил Штейнберг, руководитель экспедиции
Так я познакомился с Михаилом Штейнбергом, потомственным вулканологом, руководителем экспедиций по разработке методов добычи рения на вулкане Кудрявый. При первой же встрече мы сформулировали задачу - необходимо смонтировать троллей длиной 750 м на склоне вулкана для спуска полученного сырья. Ориентировочная пропускная способность - 1000 кг за рабочий день, при этом одномоментно спускаемый груз невелик, до 50 кг. Правда есть нюанс - перепад на такую длину составляет 370 м примерно. Эти данные были получены из 3D-модели вулкана. На оценочно-проектировочный выезд не было ни времени, ни средств. Это накладывало серьезные требования к подготовке и предварительному проектированию, так как без осмотра площадки крайне сложно спланировать и рассчитать монтаж такой сложной системы, как троллей длиной 750 м. Плюс у вулканологов был весьма ограниченный бюджет, поэтому они просили, по-возможности, минимизировать затраты. После долгих обсуждений, построений моделей и собеседований с коллегами, мы пришли к парадоксальному решению - несмотря на большую сложность проекта, удаленность места монтажа и отсутствия возможности осмотреть площадку, можно справиться силами двух, достаточно опытных специалистов (при условии заранее оговоренной помощи со стороны вулканологов).
В итоге на остров мы отправились вдвоем - я, Илья Ахметшин, и Иван Ильин. С собой мы взяли 4000 м специализированной (полиэфирной) веревки, диаметром 12 мм с низким коэффициентом растяжения (спецзаказ на Коломенском заводе), набор блоков различных производителей (начиная с Petzl и заканчивая Орион-Альп), комплект анкерных точек, карабины, сшитые прусики (спасибо компании ВЕНТО) и самое главное - ROCK EXOTICA ENFORCER (специализированный динамометр для работы с веревочными трассами). Основным его достоинством является вес - всего 400 г, что, при условии доставки к месту работы пешим ходом, является очень важным. Основную часть груза мы отправили заранее, и он был заброшен вертолетом вместе с экспедиционным грузом вулканологов, а его было немало (примерно 30 тонн). Самые важные и ценные инструменты и снаряжение мы привезли с собой.


Отдельно стоит рассказать про путь до места работы. Я принимал участие и организовывал экспедиции в весьма отдаленные места нашей планеты: добираясь до островов Фиджи, я больше суток провел в самолетах, более 4-х суток ехал на машине из Москвы в горы Ирана, добирался на попутных грузовиках до глухих районов Китая, строил веревочный парк на острове в Сиамском заливе, ходил пешком по Камчатке, не говоря уже про экспедиции на "домашний" Кавказ. Но процесс добирания до вулкана Кудрявый стоит особняком: 13 июля мы вылетели из Москвы в Южно-Сахалинск (с пересадкой в Хабаровске), там сели на корабль "Игорь Фархутдинов" и двое суток плыли до Курильска (центральный населенный пункт о. Итуруп), в Курильске провели две ночи в ожидании попутного рыболовного судна на котором отправились в сторону бухты Медвежья, где расположена прибрежная база вулканологов, но не доплыли, рыбаки встали на постановку ставного невода и пришлось несколько часов ждать надувную моторную лодку, вышедшую нам на встречу, на которой мы, наконец, дошли до вожделенной бухты. Таким образом вечером 18-го июля наша маленькая команда оказалась в лагере вулканологов на берегу бухты Медвежья. То что бухта действительно "медвежья" мы убедились уже спустя два часа после высадки. К нам в лагерь пришел самый настоящий бурый курильский медведь, небольшой, светлый, но вполне себе живой и здоровый, прошел в 20-ти метрах от обеденного стола и, не обращая на нас внимания, проследовал дальше по своей медвежьей надобности вдоль береговой линии.
Мы же, поужинав выловленной во время ожидания лодки камбалой, заперлись в оборудованном под жилье морском контейнере и улеглись спать. А на следующий день погрузили на спину весь наш скарб и отправились на вулкан. Подъем занял целый день и к вечеру мы пришли в базовый лагерь, расположенный на седловине вулкана, прямо под кратером. Оказалось вулканологи живут во вполне комфортабельном геокуполе с кухней, столовой и душевой кабиной. На втором этаже расположена общая спальная комната, спать в ней душновато, но все-таки значительно лучше, чем в палатке или под открытым небом. Еще в лагере находятся две старые бытовки, оборудованные под складские и жилые помещения и один сарай для генераторов. Жизнь на действующем вулкане связана с определенными трудностями. И это не те трудности которые рисует воображение среднестатистического обывателя. Никаких летающих камней, потоков лавы, облаков пепла на Кудрявом обычно нет. Но зато есть постоянная загазованность атмосферы серосодержащими газами, выходящими из фумарол. И когда ветер дует с кратера, из домика можно выйти только в противогазе, и вообще есть правило: выходя из помещения, человек должен обязательно взять с собой противогаз или, как минимум, респиратор, чтобы в случае выброса газа у него были шансы вернуться. Также с Тихого океана регулярно приходят тайфуны со скоростью ветра значительно выше 25 м/с, с дождем, низкой облачностью и другими радостями жизни. В это время работать, а иногда и вообще выходить наружу, невозможно: есть хорошие шансы улететь со свежим ветром, как Мэри Поппинс. Так как в местной атмосфере большое количество серосодержащих газов, а воду вулканологи запасают дождевую, то история про раствор серной кислоты - это не шутка, и вода на вулкане с изрядной "кислинкой". Питьевая вода значительно лучше, а техническая, в том числе и для умывания, весьма сомнительного качества. И конечно всепобеждающая коррозия, о ней расскажу позже.
Но я отвлекся, вечером 19-го июля мы оказались в базовом лагере вулканологов, в комфортабельном геокуполе. Нас накормили вкуснейшим ужином. Надо сказать, что для экспедиционной жизни, на вулкане очень хорошо кормят. Различные супы, каши, салаты, плов, рыбные котлеты из консервов, китайские древесные грибы, свежий хлеб и блины - вот далеко не полный список блюд, которыми нас угощали за время пребывания на вулкане. За все это разнообразие конечно стоит благодарить повара. Олег - пожалуй, лучший экспедиционный повар, которого я видел за двадцать лет походной и экспедиционной жизни. Его плов из тушенки совершенно удивителен и не имеет ничего общего с рисовой размазней, приправленной необжаренной тушенкой, в которую превращают рис большинство походных поваров.
На следующее утро (20-го июля) у нас начался первый рабочий день. Мы осмотрели потенциальные площадки старта и финиша. Собственно здесь мы мудрить не стали, а просто использовали площадки, примерно совпадающие с базами предыдущего троллея. Да-да, за три года до нашего проекта, команда ROPEWORKER смонтировала на этом месте троллей и успешно подняла необходимый груз на вулкан. Надо сказать, что задачка у них была ощутимо сложнее, подъем - не спуск, и малыми силами и бюджетами здесь не обойтись. Они и не обошлись. Троллей у них был тросовый, что совершенно оправдано, т.к. они поднимали большие грузы (по информации полученной от вулканологов - до 250 кг). Монтировали они его на качественных алюминиевых конструкциях. Подъем осуществляли лебедкой с бензиновым приводом ActSafe. Намеченный груз они подняли, но троллей не пережил осеннего похолодания и штормов, трос обледенел и во время сильного тайфуна верхнюю опору согнуло, а затем и вовсе вырвало из земли. Да и вообще перспектива долгосрочных металлических тросовых трасс на вулкане Кудрявый требует особой проработки, потому что скорость коррозии там просто катастрофическая. Например, трос от предыдущего троллея, пролежавший три года на склоне, я сломал руками, и у него остался более-менее целым только неметаллический сердечник.
На фотографиях хорошо видно, что стало за три года с новым стальным снаряжением (карабинами, блоками, рым-гайками), хорошо сохранились только алюминиевые конструкции. Выглядит это все несколько апокалиптично. К слову, команда ROPEWORKER тоже не была первой. До второй мировой войны, на этом вулкане существовала японская канатная дорога, которая спускалась от кратера в бухту Медвежья. Похоже, что японцы добывали серу в кратере вулкана. Надо сказать, что сталь у японцев была существенно лучше, чем у нас, потому что скородировала она за более, чем полвека ржавления в агрессивной среде, чуть-чуть больше, чем наша за три года.


Наметив точки баз старт-финиш, мы стали готовиться к прокладыванию веревок и установке анкерных точек. Нам предстояло перепаковать два километра веревки (еще два километра было взято в качестве запасных) и установить анкерные точки, представляющие собой химические анкера со шпилькой М16 и рым-гайками к ним. Тут пришло время объяснить, почему мы решили применять веревку, а не трос. Дело в том, что вся конструкция изначально проектировалась как временная, срок работы 1,5-2 месяца, что в совокупности с небольшими нагрузками и малой силой натяжения (это связано с большим перепадом и малым весом груза спускаемого одномоментно) выдвигало невысокие общие требования к разрывной прочности троллея и к нагрузкам на точки. Все эти факторы, вкупе с ограниченными возможностями и привели нас к мысли о том, что в этом случае мы можем обойтись веревкой с низким коэффецентом растяжения, а не стальным тросом, так как работа с тросом требует больших усилий и большего количества квалифицированных высотников. А в варианте с веревкой нам требовались помощники только в вопросе переноса тяжестей (веревки, генератора, инструмента) и помощь при прокладке первой веревки. Таким образом, потратив несколько дней на перемотку веревок и установку анкерных точек (срок в несколько дней обусловлен в первую очередь неблагоприятными погодными условиями, которые при работе на вулкане являются очень существенным фактором), мы подошли к фазе прокладки веревок.
Нам повезло, погода позволила за два дня проложить веревки и создать первичное натяжение, после чего мы приступили к пробным прокатам. Но дело в том, что проектирование по 3D модели, пусть даже очень точной, не может дать полной картины. Натяжение троллея пришлось увеличить, и если изначально мы планировали обойтись усилием в 250-270 кг., то в результате мы пришли к натяжению в 500 кг. Это обусловлено выступами рельефа, которые невозможно было выделить на модели. Поэтому на пробные прокаты и определения требуемой силы натяжения (здесь совершенно незаменим оказался динамометр ENFORCER), а также на выработку рабочей схемы спуска ушло довольно много времени. В результате нами была реализована простая схема с двумя вагончиками (бочками), которые движутся по двум параллельным веревкам. Вагончики связаны друг с другом репшнуром, продетым через ролики на верхней базе (по классической маятниковой системе, прим. ред.). Таким образом, когда вагончик с грузом едет вниз, пустой вагончик едет вверх (это очень упрощенное описание). Конечно, при нашем перепаде, нижний вагончик не мог быть пустым, и нам пришлось потратить пару дней на подбор идеального соотношения спускаемого и поднимаемого груза. Но так или иначе эта задача была успешно решена, и мы перешли к рабочим испытаниям и обучению персонала. Этот способ спуска очень прост, поэтому у вулканологов не возникло проблем с его освоением. По завершению всех работ предусмотренных договором, мы стали собираться домой.
Погода стояла на удивление хорошая, и мы рассчитывали на следующий же день после спуска отплыть из бухты в Курильск вместе с двумя туристами, пришедшими на вулкан во время нашей работы. Но человек предполагает, а погода (в нашем случае океан) располагает. Поэтому после спуска в бухту мы просидели в том же самом морском контейнере пять дней в ожидании погоды, позволяющей лодке пройти пролив Фриза и забрать нас в Курильск. Только на шестые сутки лодка все-таки смогла забрать нас и успешно доставила в Курильск. А дальше все оказалось на удивление быстро. Буквально на следующий день мы были в Южно-Сахалинске, а еще через день в Москве.
Подводя итоги, могу сказать, что экспедиция получилась непростой, это связано в первую очередь с погодными условиями, спецификой работы на вулкане и невозможностью предварительного осмотра площадки . Но благодаря радушному приему и помощи вулканологов, а также нашему личному опыту, мы успешно справились с поставленной задачей. Подтверждение этого я получил от Михаила Штейнберга осенью, по завершению вулканологической экспедиции 2018 года.
Конечно я описал далеко не все приключения и интересные события произошедшие за месяц, который длилась наша экспедиция. Была атака медведицы, защищающей своих медвежат (это произошло на заброске, и обошлось). Еще мы умудрились заблудиться прямо на тропе, ведущей от места работы до лагеря (длина тропы метров 150-200), т. к. внутри выброса газа, не видно даже свои собственные руки и тем более тропу (даже если на ней лежать). Восхитительный ночной поход в кратер, состоявшийся в единственную ясную ночь, выдавшуюся за всю экспедицию. Горящая голубым огнем сера, пылающие выходы вулканического газа - зрелище абсолютно инопланетное. Были еще встречи с медведями, вполне мирные. И конечно рыбалка в бухте (пока сидели в ожидании лодки в Курильск). Но подробное описание этих событий сильно раздует и без того немаленькую статью.
В завершении хочу поблагодарить гостеприимную и отзывчивую команду вулканологов, работавших на вулкане. Миша, Олег, Антон, Сава, Женя, Тема, Саня, Серега и конечно Леха, парни спасибо за радушный прием! Удачи вам в вашем действительно нелегком деле!